Евгения Ростокина
|
30.08.2024г Консультация «Православные праздники в ДОУ, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»«Детство – важнейший период в жизни ребенка, и от того, как оно прошло, кто вел его за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит,каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию. Православные праздники, обогащая ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине. Православные праздники - это особые праздники. Предварительно детям разъясняются подробно некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа, о жертвенной любви Божьей к людям и о пути человеческого спасения. К празднику дети учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни. Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это православные праздники. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания. Православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей. Ребята ещё долго сохраняют в душе радость от праздничного события рассказывают в семье о своих впечатлениях. Под влиянием праздничной атмосферы православного праздника, дети стали более дружелюбными, они лучше общаются друг с другом, свободно чувствуют себя во время беседы, не боятся выражать свои мысли, чувства, потому что знают, что их любят и заботятся о них. Православные праздники в детском саду открыли также и нам, педагогам, загадочный, благодатный и волшебный мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души в эти праздники. Взрослые для себя, некоторые тоже впервые, открывали историю Рождества, события Пасхи. За то время, пока готовили праздник для детей, изучали литературу, создавали атрибуты. Мы, взрослые, готовясь учить детей, учились сами. И даже стали немного другими: старались никого не обидеть, были более искренними и доброжелательными. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Присутствующий в детском саду протоиерей Филипп рассказывал детям библейский материал о рождении Иисуса Христа, что это веселое время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. На празднике ребята зажигали Рождественскую елку, читали рождественские стихи, показывали сценки. Праздник Пасхи самый величайший, самый светлый, торжественный. Светлая Пасха — это праздник победы любви и добра над злом, жизни над смертью, нашей надежды на будущее воскресение, потому, что в этот день мы вспоминаем Воскресение Господа нашего — Иисуса Христа. Задачей праздника было познакомить воспитанников с традицией празднования Пасхи; расширить представление о народной культуре; привлечь внимание современных детей к истории и культуре русского народа; воспитывать любовь к народным традициям. Предварительно дети и родители участвовали в выставке «Светлая Пасха». На празднике дети рассказывали стихи, танцевали, пели, играли. По доброй традиции в гостях у нас был протоиерей Филипп настоятель храма «Знамение» Пресвятой Богородицы. Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание предусматривается как принятие детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Детская картина мира - это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ, особенно у мальчиков, в негативную сторону. Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию. Развитие, обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни. Основные черты личности и характера человека, как и основы его мироощущения, складываются в период приблизительно к семилетнему возрасту.
Проводя работу по духовно – нравственному воспитанию на основе православных традиций в дошкольном учреждении, мы стараемся, чтобы дети не были перегружены информацией, а главное стараемся наладить тесную связь с семьей в деле духовного воспитания ребенка. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности, является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться духовные ценности и обычаи, традиции и праздники, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Систематическое духовно – нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Основы православной культуры закладываются с самого раннего возраста. У детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе и своему Отечеству! Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. У детей стал проявляться интерес к духовно-нравственным традициям и укладу жизни в семье, воспиталось любовь, уважение и милосердное отношение к ближним, сформировалось умение понимать своё место в семье, деятельно участвовать в домашних делах. Воспитанники научились соблюдать православные праздники и следовать православным традициям, а также сформировались ценностные отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях, интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством. Наш опыт показал, что православные праздники в детском саду положительно влияют на детей, обогащают ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа. Ребята сохраняют в душе радость от праздничного события, делятся в семье своими впечатлениями. Надеемся, что наш опыт работы по духовно-нравственному воспитанию помогут педагогам образовательных организаций воспитать духовно-нравственные чувства, раскрыть значение православия в жизни ребенка, как стремление к любви, добру, человечности, милосердию. Под влиянием праздничной атмосферы православного праздника в нашем дошкольном учреждении, дети стали более дружелюбными, менее раздражительными, они лучше общаются друг с другом, свободно чувствуют себя во время беседы перед выступлением, не боятся выражать свои мысли, чувства, потому что уверенны, что их любят и заботятся о них. И постепенно вырастая ребёнок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, а затем и все нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтоб у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек. Только путем совместного воспитательного влияния образовательного учреждения, семьи, церкви, государства можно заложить в человеке семена любви и добра к людям, духовно-нравственные основы. 30 августа 2024 в 06:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.