С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями – все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
Бытует такое мнение, что у хороших детей – счастливые родители. Испокон веков родителей беспокоит вопрос: что именно нужно делать, как себя вести, если ребенок делает что – то не то, не слушается.
Психологи предлагают следующие правила и способы обучения:
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Когда ваш ребенок рисует, и у него получается что – то не так с Вашей точки зрения, то Вам очень хочется вмешаться – научить, показать, покритиковать -… говорите «Не так!» Реакция детей на такое вмешательство разное: один втягивает голову в плечи, теряется; другой – обижается; третий: «Раз плохо, вообще не буду».
Почему же ребенок испытывает растерянность, обиду, возмущение? Вспомните себя: как трудно и долго у нас не получалось написать букву или ловко забить гвоздь. Теперь эти дела нам кажутся простыми. Вот также нелепы с психологической точки зрения любые критические замечания, обращенные к ребенку, который учится что – то сделать сам!
- Совместная разделенная деятельность – включение родителя в занятие ребенка. Эта ситуация, в которой ребенок наталкивается на почти непреодолимую трудность и может либо прямо попросить о помощи, либо признаться, что «не знает, как». В данной ситуации ему обязательно надо помочь и выполнить работу вместе с ним. Оставлять ребенка одного там, где ему трудно – грубая ошибка.
- Поручение, которые Вы даете ребенку, должны соответствовать его возможностям. Недопустимо сравнивать ребенка с кем – либо, особенно если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка. («Сегодня ты гораздо аккуратнее сделал домашнее задание, чем вчера»).
Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Во – первых, ребенок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители - труженики, и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в его силы, надежду на успех.
Но, безусловно, большое внимание на обучающегося оказывает семья. Независимо от познавательных фактических способностей детей, родители могут положительно повлиять на их успеваемость, если будут верить в ребенка и поощрять его трудолюбие!
Кодекс истинного родителя
• Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
• Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
• Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умений трудиться.
• Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
• Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
• Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.