Евгения Ростокина

Консультация на тему: «О важности формирования духовно – нравственных ценностей у детей» - 21.01.23г

 «Ум без сердечности, знание без нравственностиговорит о бездуховности и бедности» 

(В.А.Сухомлинский)

 Перваяшкола воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть,радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складываетсяэмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержаниеэмоционального и социального развития ребенка. Учитывая специфику дошкольного детства,необходимо помнить, что уровень развития и образования ребенка во многомзависит не только от личностных и профессиональных качеств педагога, но и отпедагогической компетентности родителей. Поэтому одним из важнейших факторов ввопросах воспитания и обучения дошкольников является взаимодействие междупедагогами и родителями. Воспитание духовной личности возможно толькосовместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна изпроблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания несоблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможностибрать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблем.Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственнойличности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности являетсясемья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрастепроисходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведенияна основе подражания. Поэтому нам –педагогам необходимо помочь осознать, что впервую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные идуховные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родителиответственны за воспитание детей.

Православнаяпедагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна бытьответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитиеисторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогикаобогащала светскую педагогику цельностью миропонимания, опытом нравственногоуклада жизни, развития гармоничной личности. Понятия «нравственный» и«духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность- это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру;нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрымивлечениями сердца и совести (добронравие).

Духовно-нравственноевоспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная наприобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановлениецелостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование егов добродетели. Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердцаребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, аосновной формой - служение добру, служение людям.

Проблемазаключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функциивоспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимаяважности единых требований к родителям и воспитателям. Семья и детский сад немогут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методывоспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в рукипедагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновениядвух социальных институтов.

Сотрудничестводошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместныеопределения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределениесил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместныйконтроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей,задач и результатов.

Однакона данное взаимодействие влияет ряд факторов. Прежде всего, несовпадениепредставлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольномуучреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьей, чтосущественно снижает эффективность их взаимодействия с целью создания единоговоспитательно-образовательного пространства.

Нравственноевоспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрастеребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Этоодна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другимисловами, духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста можнорассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществеобразцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. Врезультате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому,что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимымсоблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях междулюдьми.

Вмладшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитаниеличности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми,опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоциииграют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающуюдействительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мирего эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственноевоспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваиваетязык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражениясвоих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. Вто же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств,слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти летуже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управлениясвоими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму.Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становлениеэмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственнымвоспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта,складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение кжадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашейжизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главнымпомощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретнымипримерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормыповедения.

Итак,нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенокформирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, чтотакое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеконе всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитаниедетей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение встановлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается ирастет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитаниидошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстроусваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятойнормы.

Первейшаязадача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться собъектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяютчеловеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка илизаставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы былинарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задачародителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы.Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какиепоступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективноенравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственнойстороны поступков других людей, персонажей художественных произведений,выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным длямалыша образом.

Детив общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развиваютспособность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственномвоспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающихможет привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может статьпричиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессеформирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направлениенравственного воспитания детей — развивать их способности к эмпатии. Важнопостоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, чточувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами,выражающими переживания, эмоции, чувства.

Стратегиянравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только наосознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил инорм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми,формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачунравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра.Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новыедля себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учитсявыражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации,когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальныйбанк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками,учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершатьморальный выбор.

Человек– существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и кдуховному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное,телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этотмир. Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко в докладе о приоритетныхнаправлениях развития российского образования подчеркнул: “Мы должны перестатьстесняться духовных исканий. Усилия направленное на патриотическое воспитаниемолодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму идругим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться надуховные ценности”. В обществе возрастает мера понимания того, что достигнутьсоциального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценногопатриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, детскийсад, школа и церковь. Только все вместе – образовательное учреждение, семья,церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могутзаложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы пониманиятого, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько“брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна БогословаАрхимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: “Нельзя допустить духовной,культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательнонуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании”. В наше времяособенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие намне выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ нашихисчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощиПравославия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в Россииразвивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда былалюбовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая. Русскоеправославие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении ивоспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовныхценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении иназначении человека. Духовность понимает, как ценностное измерение высших начал:добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, какприоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны статьнормами нашей жизни, и жизни детей.

Святоедело – душу воспитать,

Сердцанаполнить светлою палитрой!

Пустьмалышей согреет Благодать.

Раститеих с любовью и молитвой!

Родитель,воспитатель, педагог!

Святоедело нам доверил Бог!

21 января 2023 в 05:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.