Аннотация: представляю копилку дидактических игр по экологическому воспитанию старших дошкольников.
Цель: закладывание основ экологических познаний у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений
Задачи:
-обобщить экологические представления у старших дошкольников;
-расширить словарный запас по тематике;
-развивать память и мышление, формировать умение аргументировать свои ответы;
-закрепить знания пословиц и поговорок о природе и ее охране.
Дидактическая игра «Живая природа – неживая природа»
Цель: различение живой и неживой природы, используя картинки и фотографии
Ход игры: Показать ребенку фото или картинку с объектами живой (неживой природы). Если предложенный объект относится к живой природе – дошкольники прыгают, если к неживой – замирают.
Вариант 2. Можно использовать фишки при обозначении объектов. Живая природа – зеленая фишка, неживая – оранжевая. Кто первый закроет все объекты правильно – выиграл.
Дидактическая игра «Расскажи обо мне»
Цель: расширение познаний о различных объектах живой (неживой) природы, используя признаки данных объектов
Ход игры: Используйте картинки животных или живых объектов природы и неживых объектов природы, предлагая ребёнку рассказать как можно больше об этом объекте и его признаках. При этом выполняется правило - слушать внимательно, не повторять за другом.
Например, фото лисы – дикая, хищная, хитрая, лесная, пушистая, с рыжим мехом, заметает следы хвостом, фиалковый запах у хвоста, питается зайцами и мышами зимой и т.д.
Дидактическая игра «Расскажи, почему?»
Цель: расширение познаний об экологических знаках и правилах
Ход игры: Покажите ребёнку экологический знак – например, что нельзя в лесу слушать громко музыку. Ребенок должен сказать, что это за знак и почему этого нельзя делать в природе.
Вариант 2. Ребёнок собирает знаки из половинок, называет их и поясняют, почему можно делать или не делать это в природе.
Дидактическая игра «Береги нашу окружающую природу»
Цель: закрепление понимания о том, что окружающую природу надо беречь
Ход игры: Предложите ребёнку картинку или фото с лесом, он должен назвать его обитателей. Вы убираете, например солнце, ребёнок должен рассказать, что произойдет с жителями леса, если исчезнет солнце (растения не смогут давать нам кислород, животные и птицы не смогут двигаться в темноте, потеряют своих детенышей, будут голодными и т.д.)
Вариант 2. Можно использовать картинки с речкой, лесом, лугом и т.д. на ваш выбор.
Дидактическая игра «Четыре сезона»
Цель: закрепление познаний у ребёнка о характерных явлениях природы в разное время года (весна, лето, осень, зима)
Ход игры: Используйте картинки 4 сезонов года (весна, лето, осень, зима). У ребёнка карточки с явлениями природы или объектами этого времени года. Вы вывешиваете картинку с изображением осени, ребенок, у которого есть картинка с явлениями природы осенью, поясняет эти явления и аргументирует, почему это бывает осенью (урожай фруктов, овощей, листопад, деревья без листьев, отлет перелетных птиц, осенние цветы в палисаднике - астры, хризантемы и т. д.)
Вариант 2. У ребенка есть карточки, на которых объекты природы всех 4 сезонов и фишки зеленого цвета (весна), красного (лето), желтого (осень), белого (зима). Надо быстро закрыть объекты природы нужными фишками. Выигрывает он в том случае, если справился быстро и без ошибок. Можно попросить пояснить ребенка свой выбор фишки.
Вариант 3. Вместо фишек используют буквы – лето (Л), весна (В), зима (З), весна (В).
Дидактическая игра «Где я расту?»
Цель: закрепление различий в произрастании растений (лес, поле, сад, огород)
Ход игры: Расскажите о том, что все растения растут на своем месте обитания (сад, лес, поле, огород). Раздаются карточки с различными растениями (деревья лесные и фруктовые, овощи, полевые цветы и травы), задача ребенка рассказать, где растет его растение. Вы можете использовать картинки луга, сада, огорода, леса в начале игры, напомнив о местах произрастания.
Вариант 2. Ребенок получают карточки с различными растениями и фишки – лес (зеленая), огород (коричневая), поле (желтая), сад (оранжевая), надо верно закрыть все растения и пояснить свой выбор.
Вариант 3. Вместо фишек используют буквы – поле (П), лес (Л), сад (С), огород (О).
Дидактическая игра «Кто я такой?»
Цель: различение у ребенка птиц, животных, рыб друг от друга.
Ход игры: Используйте картинки или фото неба, леса и водоема, рассказывая о том, что все жители забыли, где они живут. Ребенку надо назвать, кто изображен на картинке (птица, рыба или животное и его название), вспомнить, где оно живет.
Вариант 2. Дайте ребенку картинку с изображениями птиц, животных и рыб и фишки – рыбы (синяя), птицы (белая), животные (коричневая). Его задача – правильно и быстро расселить всех по своим местам обитания.
Вариант 3. Вместо фишек используются буквы – рыбы (Р), птицы (П), животные (Ж)
Дидактическая игра «Узнай дерево»
Цель: различение деревьев по их листьям.
Ход игры: Используйте картинки или фото деревьев своего региона: клён, липа, береза, тополь, рябина, сосна, ель. У ребенка маленькие карточки с изображением листьев этих деревьев. Задача – найти и назвать свое дерево правильно.
Вариант 2. У ребенка есть карточка с изображением листьев различных деревьев. Задача – закрыть все листья клена, тополя, липы или другого фишками.
Вариант 3. Можно использовать различные фишки – клен (оранжевая), береза (желтая), тополь (коричневая), рябина (красная), сосна (зеленая), и закрывать листья деревьев этими фишками.
Вариант 4. Вместо фишек использовать буквы – тополь (Т), липа (Л), сосна (С), рябина (Р), клён (К), берёза (Б).
Дидактическая игра «Доскажи пословицу»
Цель: закрепление пословиц об охране природы
Ход игры: Прочитайте начало пословицы, а ребенок должен заканчить пословицу и пояснить ее смысл.
Пословицы и поговорки об охране природы:
Не мудрено срубить, мудрено вырастить.
Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню.
И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут.
Одна искра целый лес сжигает.
Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет.
Умей охотиться, умей и о дичи заботиться.
Был бы лес, соловьи прилетят.
Одно дерево еще не лес.
Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
Возле леса жить - голодному не быть.
Дидактическая игра «Человек или природа?»
Цель: различение продуктов деятельности человека и природы.
Ход игры: Поговорите с ребенком о том, что есть предметы, которые создал человек (заводы, построил здания, города, электростанции и т.д.), а есть также и природные богатства – полезные ископаемые (газ, нефть, различные камни, соль и т.д.). Ребенок получает карточки и рассказывает, что изображено на них и кто это создал (природа или человек).
Играйте с удовольствием с детьми!!!