Евгения Ростокина

В помощь маме......Дидактические игры по теме «Экология» - 09.10. 2021г

Аннотация: представляю копилку дидактических игр по экологическому воспитанию старших дошкольников. 

Цель: закладывание основ экологических познаний у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений
Задачи:
-обобщить экологические представления у старших дошкольников;
-расширить словарный запас по тематике;
-развивать память и мышление, формировать умение аргументировать свои ответы;
-закрепить знания пословиц и поговорок о природе и ее охране.

Дидактическая игра «Живая природа – неживая природа»

69554_91c5ec858119063990b3dbe954187102.jpg.jpg

Цель: различение живой и неживой природы, используя картинки и фотографии
Ход игры: Показать ребенку фото или картинку с объектами живой (неживой природы). Если предложенный объект относится к живой природе – дошкольники прыгают, если к неживой – замирают.
Вариант 2. Можно использовать фишки при обозначении объектов. Живая природа – зеленая фишка, неживая – оранжевая. Кто первый закроет все объекты правильно – выиграл.

69554_8c9a39f8c2c183db0f000133f7333408.jpg.jpg


Дидактическая игра «Расскажи обо мне»

69554_577e6a0511625adecc5338b511e42816.jpg.jpg

Цель: расширение познаний о различных объектах живой (неживой) природы, используя признаки данных объектов
Ход игры: Используйте картинки животных или живых объектов природы и неживых объектов природы, предлагая ребёнку рассказать как можно больше об этом объекте и его признаках. При этом выполняется правило - слушать внимательно, не повторять за другом.
Например, фото лисы – дикая, хищная, хитрая, лесная, пушистая, с рыжим мехом, заметает следы хвостом, фиалковый запах у хвоста, питается зайцами и мышами зимой и т.д.

Дидактическая игра «Расскажи, почему?»

69554_0579cf15750e6fbc081b8a7fcee7264b.jpg.jpg69554_80bc107208929e29b825d291c5e07239.jpg.jpg

Цель: расширение познаний об экологических знаках и правилах
Ход игры: Покажите ребёнку экологический знак – например, что нельзя в лесу слушать громко музыку. Ребенок должен сказать, что это за знак и почему этого нельзя делать в природе.
Вариант 2. Ребёнок собирает знаки из половинок, называет их и поясняют, почему можно делать или не делать это в природе.

Дидактическая игра «Береги нашу окружающую природу»

69554_4c65b9accf5fee79a221ca4d8c6126b4.jpg.jpg 

Цель: закрепление понимания о том, что окружающую природу надо беречь
Ход игры: Предложите ребёнку картинку или фото с лесом, он должен назвать его обитателей. Вы убираете, например солнце, ребёнок  должен рассказать, что произойдет с жителями леса, если исчезнет солнце (растения не смогут давать нам кислород, животные и птицы не смогут двигаться в темноте, потеряют своих детенышей, будут голодными и т.д.)

Вариант 2. Можно использовать картинки с речкой, лесом, лугом и т.д. на ваш выбор.


Дидактическая игра «Четыре сезона»

69554_9d7bbfe9f1289febd3ceaa634b7920d3.jpg.jpg

Цель: закрепление познаний у ребёнка о характерных явлениях природы в разное время года (весна, лето, осень, зима)
Ход игры: Используйте картинки 4 сезонов года (весна, лето, осень, зима). У ребёнка карточки с явлениями природы или объектами этого времени года. Вы вывешиваете картинку с изображением осени, ребенок, у которого есть картинка с явлениями природы осенью, поясняет эти явления и аргументирует, почему это бывает осенью (урожай фруктов, овощей, листопад, деревья без листьев, отлет перелетных птиц, осенние цветы в палисаднике - астры, хризантемы и т. д.)

69554_22c2ce64b9bf3802810c90f7cf06a62b.jpg.jpg69554_84c5bb3054a806fe35c867f3c82c47fc.jpg.jpg69554_24aa6f90afb8129ec0935ac2c0ab8555.jpg.jpg69554_e729f3cbd7adacec0cd40dbde4c07b45.jpg.jpg

Вариант 2. У ребенка есть карточки, на которых объекты природы всех 4 сезонов и фишки зеленого цвета (весна), красного (лето), желтого (осень), белого (зима). Надо быстро закрыть объекты природы нужными фишками. Выигрывает он в том случае, если справился быстро и без ошибок. Можно попросить пояснить ребенка свой выбор фишки.
Вариант 3. Вместо фишек используют буквы – лето (Л), весна (В), зима (З), весна (В).

Дидактическая игра «Где я расту?»

69554_130d6650c1657f1da3b0c8c2f556e19d.jpg.jpg

Цель: закрепление различий в произрастании растений (лес, поле, сад, огород)
Ход игры: Расскажите о том, что все растения растут на своем месте обитания (сад, лес, поле, огород). Раздаются карточки с различными растениями (деревья лесные и фруктовые, овощи, полевые цветы и травы), задача ребенка рассказать, где растет его растение. Вы можете использовать картинки луга, сада, огорода, леса в начале игры, напомнив о местах произрастания.

69554_057128e7d7af138d1520fee542f1762b.jpg.jpg69554_83ff59f7893bc1dbbe4daaada030e49d.jpg.jpg69554_9a5ec3bf005f2902fc79ecc0c970a70e.jpg.jpg69554_c61de6fe0474b4df53df60b2f628483d.jpg.jpg

Вариант 2. Ребенок получают карточки с различными растениями и фишки – лес (зеленая), огород (коричневая), поле (желтая), сад (оранжевая), надо верно закрыть все растения и пояснить свой выбор.
Вариант 3. Вместо фишек используют буквы – поле (П), лес (Л), сад (С), огород (О).

Дидактическая игра «Кто я такой?»

69554_662d26e459723e39f388c013f4a7ba64.jpg.jpg

Цель: различение у ребенка птиц, животных, рыб друг от друга.
Ход игры: Используйте картинки или фото неба, леса и водоема, рассказывая о том, что все жители забыли, где они живут. Ребенку надо назвать, кто изображен на картинке (птица, рыба или животное и его название), вспомнить, где оно живет.

69554_86d8c4c4ec7ffc640522cc3fead8144e.jpg.jpg69554_b6bd1abfa9e462a5588e922e96166251.jpg.jpg69554_9651ff864d5f3a60a7a25b100a5bf469.jpg.jpg

Вариант 2. Дайте ребенку картинку с изображениями птиц, животных и рыб и фишки – рыбы (синяя), птицы (белая), животные (коричневая). Его задача  – правильно и быстро расселить всех по своим местам обитания.
Вариант 3. Вместо фишек используются буквы – рыбы (Р), птицы (П), животные (Ж)

Дидактическая игра «Узнай дерево»

69554_4bd3de84e354015460d0759d79591065.jpg.jpg

Цель: различение деревьев по их листьям.
Ход игры: Используйте картинки или фото деревьев своего региона: клён, липа, береза, тополь, рябина, сосна, ель. У ребенка маленькие карточки с изображением листьев этих деревьев. Задача – найти и назвать свое дерево правильно.

69554_c71aeb9c9925dc040189e393b23e607d.jpg.jpg

Вариант 2. У ребенка есть карточка с изображением листьев различных деревьев. Задача – закрыть все листья клена, тополя, липы или другого фишками.
Вариант 3. Можно использовать различные фишки – клен (оранжевая), береза (желтая), тополь (коричневая), рябина (красная), сосна (зеленая), и закрывать листья деревьев этими фишками.
Вариант 4. Вместо фишек использовать буквы – тополь (Т), липа (Л), сосна (С), рябина (Р), клён (К), берёза (Б).

Дидактическая игра «Доскажи пословицу»


Цель: закрепление пословиц об охране природы
Ход игры: Прочитайте начало пословицы, а ребенок должен заканчить пословицу и пояснить ее смысл.
Пословицы и поговорки об охране природы:
Не мудрено срубить, мудрено вырастить.
Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню.
И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут.
Одна искра целый лес сжигает.
Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет.
Умей охотиться, умей и о дичи заботиться.
Был бы лес, соловьи прилетят.
Одно дерево еще не лес.
Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
Возле леса жить - голодному не быть.

Дидактическая игра «Человек или природа?»

69554_be0d94adf46b08a31b83d22a80961fb8.jpg.jpg

Цель: различение продуктов деятельности человека и природы.
Ход игры: Поговорите с ребенком о том, что есть предметы, которые создал человек (заводы, построил здания, города, электростанции и т.д.), а есть также и природные богатства – полезные ископаемые (газ, нефть, различные камни, соль и т.д.). Ребенок получает карточки и рассказывает, что изображено на них и кто это создал (природа или человек).

69554_c094d08b9f4aa7449ec202d3901032a0.jpg.jpg

69554_98eb9e5a550b38fb6bb27e812b92029d.jpg.jpg69554_88a04d92065b0c896d0218bf3605ea08.jpg.jpg



Играйте с удовольствием с  детьми!!!

9 октября 2021 в 07:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.