Евгения Ростокина

Консультация для родителей от педагога - психолога Перевезенцевой Е.А. «Что делает психолог в детском саду?» - 05. 12. 2020г

Что делает психолог в детском саду?

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.

Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.

Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. 

 Задачи

· Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;

· Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ

· Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана

· Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;

· Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития

· Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;

· Оказание консультативной помощи родителям и педагогам

· Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка

Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса:

1. Оказание психологической помощи детям:

· Психологическая диагностика

· Развивающая работа

· Психологическое сопровождение ребенка

2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:

· Консультирование по проблемам развития

· Информирование по итогам психологической диагностики и  развивающей работы

· Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей

3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:

· Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;

· Психологическое просвещение

· Взаимодействие с другими специалистами

4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам

 

 


Что же делает психолог в ДОУ?

Возрастная группа

Что делает психолог?

I младшая группа

(2 - 3 года)

· сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка

· ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы и медсестрой

· игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения

· консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка

· консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода

II младшая группа

(3 - 4 года)

· индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии

· индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка.

· консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

средняя группа

(4 - 5 лет)

· индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.

· индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.

· консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

· индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для ПМПК

старшая группа

(5 - 6 лет)

· индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.

· индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.

старшая группа

компенсирующей направленности для детей с ЗПР

(5 - 6 лет)

· индивидуальная диагностика уровня развития ребенка.

· индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.

· консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

· коррекционно-развивающие занятия с детьми (индивидуально или в малых группа по 3-4 ребенка)

подготовительная группа

(6 - 7 лет)

· групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности

· индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка (в случае, если ребенок в групповом режиме показал недостаточные результаты).

· индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.

· консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

· развивающие занятия с детьми по подготовке к школе

· итоговая диагностика готовности к школе детей

подготовительная группа

компенсирующей направленности для детей с ЗПР

(6 - 7 лет)

· групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности

· индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка.

· индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.

· консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

· коррекционно-развивающие занятия с детьми по подготовке к школе (индивидуально или в малых группах по 3 - 4 ребенка)

· итоговая диагностика готовности к школе детей

Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:

 Психологическая диагностика

Развивающая

работа

Психологическое просвещение и профилактика

Консультирование

Психологическая диагностика в работе психолога ДОУ


Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т.д.). 

Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующимнаправлениям:

· Познавательная сфера

· Регуляторно - волевая сфера

· Эмоционально – личностная сфера

· Коммуникативная сфера

Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи. 

В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах:

· психологическое обследование детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей.

· психологическое обследование детей 4 - 5 лет (средняя группа) в рамках работы ПМПк с целью определения детей, нуждающихся в группе компенсирующей направленности задержки психического развития. Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей. 

В группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы. 

Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме).

В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ и школьных картах детей.

Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении

Развивающая работа психолога в ДОУ 

Адресатом психологической помощи является ребенок. 

Психологическая помощь организуется:

· по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;

· на основании результатов психологической диагностики;

· на основании рекомендаций ПМПК. 

 Развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.

Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.

В работе с "нормативными" детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции).

Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы. 

Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.

Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:

· Игровая терапия

· Арт-терапия

· Куклотерапия

· Песочная терапия

· Психогимнастика

· Элементы нейропсихологической коррекции

· Релаксационные упражнения

· Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности

· Упражнения для развития познавательных процессов

  

Консультативная деятельность психолога ДОУ

 
Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной и групповой форме.

Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:

· по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,

· по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей, 

· по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния

· активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ

Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.

 

 

 

5 декабря 2020 в 04:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.